27
апрель
2018
АПСУАРА – МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС АБХАЗОВ
Понятие апсуара зародилось в народе еще в далеком прошлом. В письменных источниках это слово впервые использовал в 1920 г. основоположник художественной абхазской литературы Дмитрий Иосифович Гулиа. Сегодня в абхазском обществе, рассуждая о нравственных ценностях, об основах традиционной культуры, о лучших качествах человека, используют слово апсуара. Апсуара включает черты идеальной личности - честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважение к страшим, скромность и терпение.
Буквальное значение слова апсуара - "абхазство" - весьма условное, образное. Одни толкуют его в широком смысле, включая в это понятие всю бытовую культуру абхазов в ее материальных и духовных компонентах. Большинство же авторов рассматривают апсуара в узком смысле, как совокупность самобытных абхазских традиций и обычаев.
Главные принципы апсура
Важнейшую роль в структуре апсуара играют его принципы, формирующие основы социального поведения. Едва ли не важнейшим является аламыс - совесть. Для абхаза это понятие имеет вполне конкретное этническое содержание. Известное народное изречение "Смерть абхаза в его же совести" обозначает, что, совершив несовместимый с совестью поступок, абхаз "умирает живым".
Другим принципом апсуара является ауаюра - человечность. Она ставит человека в центр системы апсуара, что находит воплощение в нравственной сфере взаимоотношений людей. Уважительное отношение к любому человеку, как к самому себе, входит в обязательные нормы абхазского этикета. Другими принципами апсуара являются апсуа аамсташвара ("абхазское княжеское") - рыцарство, благородство, галантность, еихацгылара - взаимоснисходительность и т. п.
Важное значение имели запретительные принципы, как, например, пхашьароуп - "стыдно", связанный со страхом нарушить поведенческие нормы, принятые в обществе. Детей обычно с малолетства приучали к тому, что такое стыдно, какие поступки нежелательны. Родители внушали им: "Не запятнай чести и имени отца и матери". Следующий запретительный принцип цасым - "не обычай" - включает в себя традиционные запреты как светского (не положено, нельзя), так и религиозного (грех) характера.
Абхазский этикет
В системе установок, которые делают "человека человеком", выделяется абхазский этикет, разработанный до мельчайших подробностей. В культуре общения и этикета особенно многочисленны и строги правила, вытекающие из почитания старшего по возрасту. Почитание старших - древнейший обычай. Здесь предусмотрено все - от лексики и жестикуляции до большой сдержанности и предупредительности.
У абхазов, как у других народов Кавказа, есть обычай ахацгылара - почитание вставанием. Это традиционно установившееся правило общественного поведения и теперь является привычным образом действия для каждого. Когда в помещение заходит посторонний человек, встают все члены семьи. Почитание вставанием соблюдается и в общественных местах. Всякий уважающий себя человек считает обязанным привстать даже при появлении неприятного ему лица. Человек, появление которого почтили вставанием, просит всех не утруждать себя, а сам постоит еще немного, пока старшие не сядут.
Правила общения в абхазском этикете
Правила традиционного этикета вступают в действие уже при первом контакте двух лиц, которые, естественно, должны обменяться приветствиями. При этом само понятие "обменяться приветствиями" абхазы выражают словами "изъясняться по-абхазски". Первым приветствует подошедший, мужчина - женщину, старший - младшего, всадник - пешего. Рукопожатие не обязательно. Принято взаимно осведомляться о здоровье и делах собеседника и его семьи. У абхазов разные формы приветствия при разных видах деятельности. Работающему в поле говорят: "Добро тебе делать!", собирающему виноград на дереве - "Чтобы ты благополучно спустился!", идущему на охоту - "Тебя ждет дичь, смерть которой настала!" и т. д.
Хорошим тоном считается умение при необходимости тактично умолчать или найти нужную форму для вежливого отказа от предложения. Жаждущий, например, когда ему предлагают попить, не берет сразу поданный ему стакан воды, а интересуется у присутствующих, не желает ли кто-нибудь утолить жажду, и только после отрицательного ответа выпивает воду, скромно отвернувшись.
Абхазы говорят между собой на "ты", причем в это обращение вкладывается уважительное отношение к личности. В абхазском этикете общения есть масса сопровождающих формул почтительного обращения, возвышающих собеседника, демонстрирующих покорность: "Вместо тебя", "Твои болячки на меня", "Чтоб я умер раньше тебя".
При разговоре следует избегать назидательного тона. Неэтично говорить: "Ты знаешь!", в таких случаях принято поправляться: "Ты знаешь это лучше меня!". В том случае, когда вдруг собеседник случайно прервал говорящего, он моментально воспользуется искупающей вину фразой: "Твою речь золотом я режу", в которую вкладывается максимум уважения к человеку, к его живому слову.
Любовь к гостям и соседям
Гостеприимство - традиционный институт общения абхазов. В приеме гостя основными принципами являются уважение старшего, особое почитание женщины. Застольный этикет включает много коммуникативных действий: приглашение, омовение рук, рассаживание, организация застольного общения, обмен подарками и т. п. Содержание застолья также проникнуто принципами апсуара – желанием оказать гостям все положенные знаки внимания и почести.
В принципы апсуара входит также особое отношение к соседям. Абхазы называют соседа словом агуыла. Оно образовано из абхазского слова агуы – сердце. Абхазы говорят: "Сосед как сердце, брат - как кровь". Сосед всегда рядом, делит твои радости и горести. Абхазские поговорки гласят: "Если у тебя нет соседа, ты должен стать соседом кого-то", "Тот, кто установил для соседа силок, сам попался". Абхаз, по традиции, проявляет сердечную заботу к новому соседу, который поселился возле него, помогая ему обустроиться, встать на ноги.
Законы, нормы и правила апсуара передавались из поколения в поколение путем воспитания и обучения. Этому учили с раннего детства в семье, где родители являлись примером для детей. Старейшины – люди, умудренные опытом – являлись олицетворением aпcyapa, активно участвовали в решении внутриродовых вопросов. В Абхазии и сегодня функционируют советы старейшин: сельские, районные и Совет старейшин Республики Абхазия, которые участвуют в урегулировании споров и конфликтов.