21
январь
2019
Дети Абхазии
Раньше абхазские женщины скрывали свою беременность от старших, а как только появлялись признаки беременности, то рассказывали об этом через младших родственников свекрови. Беременные абхазки носили широкую одежду, а сверху повязывали фартук.
В период беременности женщины реже ходили в гости, появлялись в обществе. По приданию беременные абхазские женщины должны были смотреть на что-то красивое (например, цветы, горы), чтобы ребёнок родился крепким и красивым.
Абхазским мужьям запрещалось ходить на охоту, так как ребёнок может родиться со шрамами.
Женщине же нельзя было разделывать домашнюю птицу и дотрагиваться грязными руками до своего тела, потому что ребёнок мог родиться с родимыми пятнами.
Но, если жена покормит лошадь со своего фартука или передника, то роды пройдут хорошо. Если же корова облизывала беременную, то это означало, что у ребёнка будут волосы «прилизаны».
Роды совершались в доме у мужа. Женщину усаживали на скамейку, а держалась она за перекинутую через потолочную балку верёвку. При этом зажигался огонь, так как у абхазов огонь – это сила, которая очищает.
После родов ребёнка обмывали, а женщина сама купалась и даже стирала. Затем повитуха дарила молодой маме мыло и полотенце.
3-ий и 7-ой дни считались опасными. В эти дни родители должны были оберегать своих новорождённых от злых духов. Поэтому мальчику под подушку клали пулю или кинжал, а девочке – кусочек ткани от платья или деньги.
После того, как роженица вставала с кровати, то проводился обряд под названием «агылара», то есть «вставать». Зачастую его проводили в четверг. В этот день совершались трапеза и моления. Все обрядовые действа в этот день проводила «чистая», та которая уже не могла родить (пожилая женщина). «Чистая» должна была 3 раза обвести пустой тарелкой вокруг ребёнка и молодой мамы со словами молитвы. Это делалось для того, чтобы ребёнок рос крепким и здоровым. Кушать пищу на такой трапезе имели право только женщины и дети.
Ребёнка укладывали в люльку на 3-ий или 7-ой день после появления на свет. Нельзя было качать пустую люльку (ребёнок может вырасти нервным), колыбель переносил только один человек, если другие решались помогать, то это воспринималось, как вынос гроба. Целый месяц ребёнок лежал в одном положении.
Имя давалось то, которое понравится старшим или называли именем первого гостя, который зайдёт в дом.
За чистотой и здоровьем ребёнком следила мать. Купать малыша можно было только в определённые дни недели, причём после захода солнца или если есть покойник среди соседей нельзя было совершать купание. А во время купания следили, чтобы вода не попадала в пупок и в уши ребёнка.
Абхазы считали, что материнское молоко пить ребёнку вредно (прежде всего оно должно «очиститься»), поэтому приглашали соседку. И эта соседка становилась родственницей для молодой мамы после кормления. Если ребёнок питался не материнским молоком, то он рос красивым и сильным.