12
февраль
2019
Где живут терские казаки на Кавказе?
По самой распространенной версии, первые терские казаки появились на территории современных северных Чечни и Дагестана еще около XV-XVI веков нашей эры. Скорее всего, это были искавшие новых земель волжские, донские и рязанские казаки, беглые русские крестьяне, а также разбойники-ушкуйники со всей Руси.
Среди терских казаков выделялись гребенские - обитатели "гребней" - небольших высот в междуречье Сунжи и Терека, примерно тех мест, где сейчас стоит город Грозный. Но были также и аграханские казаки - жили они по реке Аграхань - протоку Терека в Дагестане.
Терские казаки слыли самыми вольными, бунташными и непокорными. Уж очень долго мало подчинялись они власти далекой Москвы. Хотя та исправно снабжала их провиантом и боеприпасами, обеспечивая взамен охрану своих южных рубежей. Зато терцы отлично умели находить общий язык с народами Кавказа - чеченцами, дагестанцами, кабардинцами. Терцы с соседями не столько воевали, сколько торговали, обменивались опытом, перенимали друг у друга культуру и даже генотип. Среди терцев были немало крещенных горцев, давших начало таким казачьим фамилиями как Бусунгуровы, Титкины и Закаевы.
Медленно, но верно, подчинять терцев Россия начала только при Петре I. Именно тогда терцы начинают принимать полноценное российское подданство, начинают нести государственную службу на Кавказской оборонительной линии.
В конце XVIII века Россия начала решительное и мощное наступление на весь Кавказ. Православные терские казаки были уже ей покорны. Российская империя "переформатировала" терцев, расширила их земли, подселила к ним для увеличения числа людей донских и волжских казаков. И обновленные терцы стали в руках русских царей весьма эффективным оружием по покорению горцев.
В XIX веке для казаков была образована собственная Терская область с почти миллионным населением. Центром ее был город Владикавказ. В состав этой огромной казачьей области входили земли нынешнего северного Дагестана, Чечни, Осетии, Кабардино-Балкарии, Пятигорска и Георгиевска. Казачьи станицы ставили в самых горячих точках, а также в местах, где требовался наиболее плотный контроль над горцами. При этом между горцами и казаками отношения уже не складывались - понятно было, что казачьи станицы строились на исконных землях чеченцев, ингушей и других кавказских народов.
В гражданскую войну терские казаки всецело поддержали Белую армию. За что и были жестко наказаны большевиками. Их область в советское время была поделена между горскими республиками, множество казаков убито или выселено далеко за пределы Кавказа. Еще один мощный удар терские казаки испытали уже в 90-е, когда многим терцам из страха за жизнь пришлось фактически покинуть родные станицы в мятежной Чечне и неспокойной Ингушетии.
Ныне центр терского казачества - Ставрополье, Кавказские Минеральные Воды. Здесь казачество наиболее активно. Казаки несут патрульную службу в городах Ставрополья, следят за порядком.
В начале 2010-х годов, в момент обострения так называемого "лезгиночного кризиса" на Ставрополье, одной из сторон поддавших масла в огонь стали терские казаки. Они тоже стали демонстративно выходить на улицы городов вечером, чтоб "в противовес" станцевать свою, казачью лезгинку. Правда, эта лезгинка ставропольцев почему-то не раздражала, во всяком случае, в полицию на нее не жаловались.
Хотя отделения терских казаков по-прежнему существуют во всех северокавказских республиках - Дагестане (Кизлярское казачье общество), Чеченской Республике (Терско-Сунженское), Кабардино-Балкарии (Терско-Малкинское), Северной Осетии (Аланское). Бывает, в некоторых местах терские казаки получаются последними оставшимися русскими.
Идет потихоньку и возрождения казачества в Ингушетии.
Стоит отметить, что среди казаков в Ингушетии сейчас немало ингушей - например, возглавляет их атаман Магомед Батыров. Вообще на пять тысяч ингушских казаков славян наберется всего человек двести. Связано это с тем, что из Ингушетии большинство русских казаков, особенно потомственных, бежало в 90-е годы. А теперь в возрождаемое местное казачество активно записываются ингуши. Ведь и деньги платят за патрулирование улиц, и оружие, пусть не огнестрельное, но раздают. Из-за этого "неславянства" у ингушского казачества до сих пор возникают проблемы при попытке организовать Сунженский казачий округ и официально присоединиться к Войску Терскому. Вообще сейчас среди терцев очень большой и жарко обсуждаемый вопрос: может ли казак быть мусульманином или только православным?
А еще недавно некоторые инициативные терцы выступили с предложением оспорить принадлежность двух районов, Наурского и Шелковского, к Чеченской Республике. Дескать, раньше, до 1940-х годов, эти земли, с преобладанием казачьего населения, числились в Ставропольском крае, неплохо было их вернуть назад. Но, по понятным причинам, идея такая дальше предложения и интернет-скандала не продвинулась...
Но, в общем, отношения кавказских народов с казаками на данном этапе можно называть достаточно мирными. Может быть, потому что терские казаки и сами кавказцы?