abhazium.ru
Сегодня
Версия для
слабовидящих
04
февраль
2019

Все про мухаджиров

Мухаджирство - термин, распространенный в исламе. Так называется явление, когда мусульмане, не желая жить под властью иноверцев, переселяются в земли ислама.

Одними из первых мухаджиров считаются арабы-мусульмане, в 622 году нашей эры, переселившиеся из языческой Мекки в мусульманскую Медину. Позже мухаджирами становились например, мусульмане, бежавшие на Ближний Восток из Средней Азии во время завоевательных походов монгола Чингиз-хана в XIII веке.

Российская Империя столкнулась с явлением мухаджирства уже в середине XVIII века, когда завоевала Крымское ханство. Крымские татары, не желая оставаться в христианском государстве, в большом количестве бежали на судах через Черное море в Османскую империю. В 1760-е годы в Турцию начали уходить кочевавшие прежде в прикубанских степях ногайцы. В 1810 году мухаджирами стали мусульманские жители абхазской крепости Сухум-кале (ныне Сухум), взятой русскими солдатами.

Но наибольший размах противоречивое явление мухаджирства приняло после окончания Кавказской войны в 1859 году. И сильнейший удар явление это нанесло по абхазам-мусульманам, адыгам и убыхам, не пожелавшим оставаться под властью русского царя. Тысячами бросали они родные края и переселялись в Османскую империю. Например, народ убыхов, живший в районе современного Сочи, выселился в Турцию практически полностью. На новом месте немногочисленные убыхи смешались с черкесами и турками, перестав существовать как отдельная нация.

Мухаджиры бежали из России по разным причинам. Тут было и религиозное нежелание мусульман жить в христианском государстве, и произвол со стороны имперской администрации. Ходили среди кавказских мусульман слухи о грядущем обращении всех подряд в казаки и даже о насильственном крещении мусульман в православие.
Россия не препятствовала активно мухаджирству. В Петербурге считали, что таким образом избавятся от "неблагонадежных кавказских народов, на войну с которыми ушло полвека". Правда после их ухода России пришлось во множестве привлекать на изрядно опустевшие земли Абхазии, Кубани и Причерноморья колонистов со всей империи. В эти места прибывали русские, греки, армяне, немцы, и даже эстонцы из Прибалтики! В итоге мухаджирство стало явлением, которое как раз изменило весь политический расклад на Кубани и привело к возникновению будущего Краснодарского края.

Османской империи, безусловно, на тот момент остро требовались переселенцы-мусульмане, особенно в Анатолии - в противовес многочисленным тамошним христианам из греков и армян. Но туркам пришлось искать финансовые возможности расселить у себя тысячи голодных ртов из-за границы. При том, что сама некогда Блистательная порта на тот момент (середина XIX века) уже не особо -то и блистала. Так что условия жизни мухаджиров на новом месте оказались достаточно суровые.

Восток Северного Кавказа мухаджирство задело в гораздо меньшей степени. Говорят, что чеченцы и дагестанцы после поражения в Кавказской войне также планировали последовать за черкесами в изгнание. Но мудрый Имам Шамиль, своими письмами из Калуги, где он тогда находился, смог убедить соплеменников по большей части остаться на родине.

Но были и те, кто покидал родные края. Например, летом 1865 года из Чечни в Турцию ушло около 20 тысяч человек. Ингуши, не принимавшие участие в Кавказской войне, практически не переселялись. Среди осетин новую жизнь в Турции решили начать представители нескольких мусульманских обществ. Имело место мухаджирство и среди дагестанцев. Часть представителей этих народов вернулась домой уже к концу XIX века.

Интересно, что был и один православный народ мухаджиров. Это - казаки-некрасовцы, еще в начале XVIII века ушедшие с Дона в земли на Кубани под власть Крымского ханства и Османской империи. В России они не хотели жить, так как были преследуемыми старообрядцами.

После присоединения Кубани к России некрасовцы перебрались далее в Османскую империю, на территории современной Румынии. В Россию они начнут возвращаться только в начале XX века, а окончательное из возвращение после 200 лет изгнания произойдет уже при СССР. Ныне уникальные казаки-некрасовцы живут на Ставрополье в отдельном селении Левокумского района.

На новом месте в Османской империи кавказские мухаджиры постепенно освоились и дали начали мощным диаспорам. Особенно сильны оказались черкесская и чеченская диаспоры, сохранившие на чужбине свой язык с обычаями. После распада Османской империи в 1918 году, часть кавказских мухаджиров осталась в Турции, а часть оказалось в новых странах - Иордании, Ираке, Сирии и других. Своим новым родным странам эти переселенцы дали немало великих людей: воинов, спортсменов, политиков.

Примечательный факт, что гвардия и охрана короля и королевы Иордании состоит из черкесов,Примечательный факт, что гвардия и охрана короля и королевы Иордании состоит из черкесов,
Примечательный факт, что гвардия и охрана короля и королевы Иордании состоит из черкесов,
В последние годы на Северном Кавказе снова отмечается постепенное возвращение некоторых мухаджиров. Например, когда в 2011 году началась гражданская война в Сирии, немало сирийских черкесов переехали жить в Карачаево-Черкесию, Адыгею и Кабардино-Балкарию. Местные власти помогают им с работой и устройством на исторической родине. В Абхазии создано целое министерство по репатриации с Ближнего Востока своих соплеменников.
Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
При полной или частичной перепечатке материалов гиперссылка на www.abhazium.ru обязательна.
Abhazium.ru © 2015-2019 | Все права защищены
Яндекс.Метрика