17
декабрь
2021
Заброшки Абхазии
Аракамара, Поляны, Джантуха — три заброшенных шахтёрских города-призрака в горном районе Абхазии. В советские годы здесь работало несколько угольных шахт, а от желающих устроиться не работу не было отбоя — местные шахты казались людям отличной альтернативой «погоне за длинным рублём» на Русском Севере.
Места тут красивые даже по меркам Кавказа: узкие ущелья, прорезанные реками и лесистые склоны гор в которых прячутся лечебные источники.
Близость моря, хорошая экология и развитая инфраструктура делали эти места одними из лучших для работы и жизни во всём Советском Союзе.
Город-призрак Поляны с высоты птичьего полёта
Но что держит людей сейчас? — Разбитые дороги, разваливающиеся дома, полное отсутствие инфраструктуры и общая атмосфера тоски...
Всё пришло в упадок: cначала распался СССР, затем началась война —шахты закрылиcь, люди разъехались. Уходили волнами, забирая самое ценное, а что оставалось — доставалось мародёрам или соседям, готовым ещё немножко потерпеть. Но если всё катится под откоc, то терпеть и ничего не делать тактика неэффективная. Как итог, процветающие шахтёрские поселения превратились в города-призраки.
Когда мы приехали в один из городов-призраков зимой, то пообщались как с местными жителями, так и с теми, кто поддерживает единственную связь с внешним миром и чинит оплот цивилизации — электрические сети. Что любопытно, знакомство с электриками произошло после того, как у них случилась словесная перепалка с одним из местных, который думал, что они приехали «воровать провода».
Около заброшенной подстанции пасётся бычок. Сейчас, электричество подводят напрямую к нескольким обитаемым жилым домам
Ни машина с опознавательными знаками, ни униформа, ни корочки его не убедили и электрики были вынуждены ретироваться. Стоит ли говорить о том, как тут относятся к остальным непрошеным гостям?
Электрики рассказали, что попытки здесь что-то наладить частенько встречают отпор у местных жителей. Местных всё устраивает и они не настроены ни видеть посторонних, ни что либо менять.
Но всё же, у нас получилось пообщаться с одной из местных жительниц и даже побывать у неё в гостях.
Бабу Майю, как она просит себя называть, мы повстречали на подъезде к Полянам — самому дальнему из заброшенных шахтёрских посёлков. Она с трудом тащила пятилитровую баклаху с водой по заснеженной дороге, а до дома было ещё несколько километров. Решили бабушку подкинуть до города, а заодно узнать побольше о том, как обстоят дела в Полянах.
По её словам, она коренная, родилась и выросла в этих местах, уехала в смутные годы, но затем вернулась. В доме, в котором она живёт нет отопления и канализации, да и свет дают с перебоями, но между тем, в этом же самом доме в соседнем подъезде с ней живёт ещё один человек.
Помогая дотащить воду до квартиры, мы ненадолго заглянули в её жилище и то, что мы там увидели произвело на нас сильное впечатление.
Я видел, как живут беженцы в полузаброшенных советских санаториях в Грузии, но здесь, картина ещё более удручающая. Но жалеть тех, кто остался в заброшенных многоэтажных домах — не стоит. Они сами решили здесь остаться и это их свободный, осознанный выбор.
Если в Грузии, со свободной жилплощадью действительно сложно и люди были вынуждены занимать бывшие муниципальные здания, то в Абхазии ситуация совершенно иная. Найти пустующий дом, участок или квартиру тут несложно. При этом даже государство неоднократно предлагало оставшимся жителям жилплощадь в более обустроенной части страны, но они раз за разом отказывались.
Но тут дело не в благотворительности, так как поддерживать дорогу и электросети даже в том виде, в котором они есть сейчас, стоит денег и для муниципалитета было бы проще раз и навсегда решить проблему заброшенных городков, расселив оставшиеся пару десятков семей.
Спору нет, каждый, кого вынудили покинуть родные места заслуживает сочувствия, но те, кто добровольно выбрали жить в этих местах сделали это вполне осознанно…
Теги:
Заброшки Абхазии