18
декабрь
2018
Апсны – «Страна души»
На местном наречии название республики звучит как Апсны – «Страна души». Чьей души? Моей. Вашей. Здесь любая душа найдет себе приют. Несмотря на геополитическую бесприютность, Абхазия – очень тихое место. А все буйство вылилось в море красок и запахов. Любой сезон в Абхазии благодатен. И зимой, и летом здесь найдется чему благоухать, чему радовать обоняние и взор.
Чего вы здесь не найдете – так это пафосной барно-отельной инфраструктуры. В сравнении с крымским или российским черноморским побережьем море покажется вам неприлично чистым. До распада СССР Сухум (тогда столицу называли на грузинский манер Сухуми) и Гагры наряду с Ялтой считались топовыми местами отдыха высоких чинов, академиков и представителей киноиндустрии. Даже так называемые государственные дачи – Сталина, Берии, а позже Хрущева и Горбачева – неизменно располагались в Абхазии. После грузино-абхазского конфликта 1992 года республика, превратившаяся в груду развалин, потеряла свой курортный статус. И за двадцать лет так и не причесала себя гребнем цивилизации. На зданиях остались следы от пуль и осколков снарядов, многие гостиницы и рестораны, блиставшие в советскую эпоху, по-прежнему лежат в руинах. Так что любителей позагорать у бассейна, возможно, ждет разочарование. Зато адептов исконной природной красы Абхазия одарит сполна! И, конечно, не останется в долгу перед теми, кто знает толк в широких застольях.
Тысячи оттенков зеленого, присущих местной флоре, выходят за рамки визуальных представлений. Любители контрастов смогут за час езды добраться от прибрежных пальм, кипарисов и олеандров до миртовых ущелий и цветущих высокогорных лугов.
Уже к концу апреля в бесчисленных садах расцветают цитрусовые и гранаты. Вдоль трасс и в парках красуются изящные калы, мелькают россыпи ирисов. Повсюду белеет акация, из цветов которой делают мед – майский светлый, как и все весенние сорта, свежий и душистый. Если вы подвержены аллергии на пыльцу, то лучше ехать в страну души Абхазию в конце мая, когда зелень еще свежа, а горные вершины покрыты снегом. Из местных плодовых радостей в это время доступны клубника, черешня, персики. До конца июня можно застать на развалах остатки зимних урожаев цитрусовых.
Зато осенью практически любой местный житель сможет угостить вас киви и инжиром. В октябре приходит черед хурмы, в ноябре – мандаринов, рекой льется молодое домашнее вино. В зимнее время из кладовых достают экзотические варенья – из фейхоа и грецких орехов; на деревянных террасах висят гирлянды вяленой хурмы: гости считают своим долгом увезти с собой сморщенные плоды с суховатой сладкой мякотью, ведь такой специалитет не сыщется больше нигде.
Конец весны – самое время пробовать свежую морскую рыбу: барабульку, кефаль. А вот форелью можно угощаться круглый год: на всей территории Абхазии работают форелевые хозяйства. Самое популярное – Чернореченское, с налаженным туристическим потоком, с обязательными форелевыми обедами и гидом. Оно расположено в селе Отхара у основания Бзыбского хребта, над бурлящей Черной речкой. Воздух там вкусный, пронзительно свежий, а по берегам раскинулись рощи реликтовых самшитов – будто эльфийский лес, пронизанный игрой теней и капель: изумрудные «лианы» дают волю даже самому скудному воображению. Рыбку вам продадут в любое время, и даже сачок вручат, чтобы самостоятельно выловили из живописного бассейна понравившуюся особь радужной форели.
Путешествовать по этому благостному краю можно разными способами. Например, проехать транзитом вдоль побережья сквозь всю республику, зацепив обязательный набор достопримечательностей, таких как озеро Рица, Ново-Афонские пещеры и добрый десяток водопадов с часто повторяющимся названием Девичьи слезы. Или осесть в приглянувшемся месте и хорошенько исследовать окрестности – прогуляться по ущельям, заглянуть в старинные церквушки или заброшенные железнодорожные туннели. Особую атмосферность вашим прогулкам и исследованиям придадут красочные рассказы случайно встреченного местного жителя, который про каждый клочок земли, каждый камешек поведает сотню баек и легенд. И неважно, что добрую половину из них он выдумает тут же при вас. Практическую информацию из подобных тирад тоже можно почерпнуть: скажем, узнать, где живет дядя Левон, у которого лучшее вино в районе. В Абхазии все занимаются вином, в каждом доме свои запасы, но есть и признанные мастера, известные на всю округу. Если по каким-то причинам с домашним вином вы не подружились, в продуктовых лавках всегда отыщутся фабричные бутылки местного розлива – белое полусладкое «Псоу», красное – «Лыхны» из популярного сорта изабелла или терпкое ароматное «Апсны» из сортов винограда каберне и саперави. Эти вина вы встретите и в России, но понять их истинный характер сможете только там, где они родились.
Псоу – это река, разделяющая российские территории с Абхазией. А Лыхны – древнее абхазское село, расположенное в 4 км от города Гудаута. Абхазы считают это село символом своей национальной истории. В эпоху позднего Средневековья Лыхны было столицей страны. В центре села сохранилась Лыхненская поляна: место народных сходок, праздников и национальных спортивных состязаний. Здесь же развалины княжеского дворца, который был разрушен по приказу российских властей после восстания в Лыхны в 1866 году. Но главное достояние этого места – храм Успения Святой Богородицы – прекрасно сохранилось. Красота и строгость пропорций здания потрясают. Над дверным проемом южного придела изображена сидящая на троне Богоматерь, а стены пестрят богатыми фресками.