abhazium.ru
Сегодня
Версия для
слабовидящих
26
ноябрь
2018

ЦЕЛЬ - РАЗРУШИТЬ ДУХОВНЫЙ АВТОРИТЕТ РОССИИ

Уже несколько лет Абхазская церковь остается расколотой на две части: традиционную Абхазскую православную церковь и раскольническую «Священную митрополию Абхазии» (СМА) во главе с Дорофеем (в миру - Дмитрий Дбар), добивающимся все от того же Варфоломея, главы Константинопольского патриархата, автокефалии.

И Дорофей, и его сподвижник иеромонах Андрей (в миру – Адриан Ампар) после принятия монашества и возвращения в Абхазию из России, где они обучались и закончили духовные учебные заведения РПЦ, чуть ли не с первых дней начали провоцировать всплески национализма в обществе и нарушать субординацию внутрицерковных отношений, конфликтуя с руководством своей конфессии. Именно они созвали в 2011 году в Новом Афоне самозваный собор так называемого «Церковно-народного собрания», на котором и была учреждена СМА. После чего руководители СМА, забыв о том, кто дал им «путевку в жизнь», развязали против РПЦ клеветническую пропагандистскую кампанию. Не кто-нибудь, а сам Дорофей публично утверждал, что глава АПЦ Виссарион (Аплиаа), дескать, «вступил в преступный сговор с Московским патриархатом», который «стремится прибрать к рукам всю церковную собственность, включая храмы и монастыри, принадлежащие абхазскому народу». При этом, отнюдь не «московские» священники, а именно эти раскольники семь лет назад завладели наиболее значимым церковным объектом Абхазии – Ново-Афонским монастырем, и, несмотря на все просьбы, не собираются его освобождать. А что касается абсурдных обвинений в «предательстве» в адрес Виссариона, то с их стороны это какой-то двойной цинизм, поскольку именно он посвятил свою жизнь облегчению жизни простых жителей Абхазии в военные и послевоенные годы, неоднократно выезжал на линию фронта и способствовал прорыву блокады Абхазии. И в далеком 1992-м именно он помогал и Дорофею, и Андрею поступить в духовные учебные заведения в Москве.

Что сейчас происходит в монастыре и главном соборе Святого Пантелеймона, на реставрацию которых в 90-е годы прошлого века РПЦ выделила немалые средства, с теми же уникальными монастырскими фресками, известными на весь мир, доподлинно неизвестно. Специалисты опасаются, что они могут уже необратимо разрушиться. Но сделать ничего не могут, и виной тому межцерковные разногласия.

КТО ХРАНИТ ВЕРНОСТЬ КАНОНАМ?

Надо признать, что традиционная АПЦ находится несколько в двойственном положении. С одной стороны, она ориентирована на Московский патриархат, поддерживающий ее во многих сферах. С другой, де-юре АПЦ - под юрисдикцией Грузинской церкви и находится в канонических границах Грузинского патриархата. РПЦ, кстати говоря, признает эту юрисдикцию и считает абхазские православные приходы частью Грузинской православной церкви. Но и добрые отношения между РПЦ и ГПЦ в данном вопросе стали мишенью для абхазских раскольников. Они практически одновременно утверждают, по сути, взаимоисключающие вещи. С одной стороны, Виссарион, по их мнению, «продался Москве», которая «хочет все прибрать к рукам», с другой - «Москва намерена отдать Грузии сначала души православных абхазов, а затем и всю Абхазию». Новоафонские «автокефалисты» совсем забыли со своей короткой памятью, что совсем недавно они сами окормлялись у грузинских священнослужителей. И совершенно игнорируют тот факт, что изменение статуса любой православной церкви и канонических границ не могут приниматься в одностороннем порядке, а только в результате согласия всех сторон, участвующих в диалоге. Что в реальности сейчас игнорирует Константинополь, нарушая канонические правила. В отличие от Константинопольского патриархата, РПЦ из уважения к Грузинской церкви в одностороннем порядке не устанавливает свою юрисдикцию в Абхазии.

Но лидерам СМА каноны не указ. Раз за разом они нарушают хрупкое равновесие в православной жизни республики, провоцируя конфликты между патриархиями. И трудно не заметить личные мотивы в их устремлениях. Ведь помимо удовлетворения примитивного тщеславия Дбаром в случае возведения его в полноценное епископство движет и предоставление реальной независимости новой абхазской церкви от ГПЦ и РПЦ, и жажда возможности самостоятельно рукополагать священников. И, очень похоже, что эти устремления раскольников находят понимание у Варфоломея. Не зря же они регулярно посещают Стамбул и имеют аудиенции у местных иерархов.
Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив