22
август
2019
Церковный кризис в Абхазии
Президент Абхазии Рауль Хаджимба подписал обращение к патриарху всея Руси Кириллу о снятии запрета на служение с иеромонахов Дорофея Дбара и Адгура Ампара. Обращение также подписал глава Сухумско-Пицундской епархии иерей Виссарион Аплиаа. Если глава Русской православной церкви ответит положительно, отец Виссарион и отец Дорофей смогут вместе проводить службы в соборе Афонского монастыря. Это станет первым за восемь лет компромиссом между Абхазской православной церковью и Священной митрополией Абхазии.
Ситуацию в религиозной сфере, обострившуюся в последние недели, прокомментировал советник президента Абхазии по вопросам религии Резо Кация.
«В последнее время в связи с обострением разногласий между духовенством Абхазии к президенту Республики Абхазия поступали многочисленные обращения как от конфликтующих клириков, так и от мирян, а также представителей общественности с просьбой об урегулировании конфликта. Существующие разногласия на протяжении последних лет привели разделенных клириков и паству к противостоянию и конфликтной ситуации в обществе».
По его словам, во избежание непредсказуемых последствий, председатель церковного совета Абхазской православной церкви отец Виссарион Аплиаа «принял непростое для себя и паствы АПЦ решение обратиться к святейшему патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о снятии запрета в служении иеромонаха Дорофея (Дбар) и иеромонаха Андрея (Ампар) без покаяния».
Русская православная церковь пока не получала обращение от главы непризнанной в мировом православии "Абхазской православной церкви" иерея Виссариона о снятии запрета на служение иеромонахам Дорофею и Андрею без их покаяния, заявил РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
Иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) запрещены в служении епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном еще в 2011 году "за самочинные раскольнические действия и неповиновение своему каноническому священноначалию".
"Пока это обращение к нам не поступало. Когда поступит, оно будет изучено", - сказал зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
В 2011 году в монастыре в Новом Афоне состоялось собрание, назвавшее себя "церковно-народным". В нем участвовали представители молодого поколения абхазского духовенства, миряне, парламентарии, общественные деятели (зарегистрировались более тысячи человек). Открытым голосованием собравшиеся создали "Совет Абхазской митрополии", который призван быть действующим органом управления "Священной митрополии Абхазии" (с кафедрой в Новом Афоне) до решения вопроса о каноническом статусе православной церкви в Абхазии и образования полноценных институтов ее управления. В РПЦ тогда заявили, что каноническая традиция Русской православной церкви не знает такого органа как "церковно-народное собрание". Более того, церковные каноны запрещают "сборищу народа" избирать кандидатов в епископы.
Территория Абхазии де-юре остается в духовной юрисдикции Грузинской православной церкви (ГПЦ), которую та получила в период советской власти после восстановления Грузинского католикосата. Однако де-факто с начала 1990-х годов Грузинская церковь почти утратила контроль над регионом и верующими. Сейчас в Абхазии почти нет грузинских священников, а окормлением верующих занимается духовенство Русской церкви, которая признает Абхазию канонической территорией ГПЦ.