Строительство торгового порта в Скурче – благоприятный прогноз для черноморского региона
После грузино-абхазской войны прошло уже почти тридцать лет, но военная разруха до сих пор не преодолена, и экономика страны в целом развивается очень медленно. AscAvtoSchools
По большей мере, это связано с неурегулированностью грузино-абхазского конфликта и вытекающей из него многолетней изоляцией страны, которая только в последние полтора десятка лет смягчена партнерскими отношениями с Российской Федерацией. Благодаря последовательным усилиям Грузии РА практически выключена из международного торгового, научного и культурного обмена, из текущих политических процессов – маленькая страна, выигравшая развязанную Грузией войну, оказалась в положении изгоя, и это противоестественный политический феномен, существование которого противоречит и Уставу ООН, провозглашающему принцип равноправия и самоопределения народов и наций, и другим международным документам, и обычному здравому смыслу.
По сути, эта близорукая политика Грузии, вопреки ожиданиям ее руководства, лишь привела к дальнейшему углублению геополитического раскола. И чем дольше длится изоляция, тем больше Абхазия отстает в экономическом и ином развитии от соседей, что постепенно создает новые риски. Когда мирный договор между Абхазией и Грузией будет подписан, (а когда-нибудь это неизбежно случится), Республика может оказаться не очень готовой к новой реальности, поскольку в РА не развиты многие современные финансовые инструменты.
Если смотреть на ситуацию со стороны, (а республика обязана это делать для более объективной оценки сегодняшнего статуса), Абхазия смотрится политическим и экономическим маргиналом, выключенным из многих общерегиональных процессов. Страна словно застыла в одной позиции, не замечая стремительных мировых изменений, и не проявляя при этом никаких значимых экономических инициатив по урегулированию ситуации. ПандемияCOVID-19 показала, делать ставку только на туризм (спасательная «шлюпка» Республики) опасно и недальновидно – колоссальные убытки развитых туристических стран только нарастают в связи с вынужденным продлением хотя бы частичного карантина; в Италии, например, под угрозой исчезновения оказались даже традиционные народные промыслы, связанные с изготовлением сувениров к Пасхе и другим религиозным праздникам. Абхазия должна иметь более надежные источники дохода, которые могут подвергаться изменениям, вне зависимости от ситуации.
Представляется, наиболее реальным и рациональным вариантом, который запустит общий процесс модернизации, был бы крупный проект, напрямую связанный с интересами Российской Федерации в Черноморском регионе. В раннем Средневековье через Абхазию проходил один из отрогов Великого шелкового пути, связывавшего Китай с Европой, и, в принципе, РА имеет объективные предпосылки для возобновления этого транспортного коридора через Кавказский хребет. Региональная конкуренция за перевозку товаров из азиатских стран в Европу, становится все более ожесточенной, недавно в нее активно вступил один из самых мощных мировых игроков, Китай. Его экспансия в средиземноморский регион активно нарастает, китайцы уже вкладывают огромные деньги в реконструкцию и расширение основных итальянских портов.
Очень скоро Китай станет откровенным конкурентом новороссийскому порту, являющемуся сейчас лидером по контейнерным перевозкам грузов, транспортируемых из азиатских стран на Запад через территорию России. В интересах РФ иметь еще один порт, но на кавказском побережье Черного моря есть только два глубоководных места, пригодные для строительства крупных портов, способных принимать самые крупнотоннажные суда – это Анаклия в Грузии и Скурча в Абхазии. Торговый порт в Анаклии строится уже несколько лет, однако есть перспектива превращения его значительной части в военно-морскую базу ВМС США, что существенно сузит его пропускные возможности для мирных грузов.
Строительство большого торгового порта в Скурче было бы выгодно и Абхазии, и России, к тому же,разгрузило бы новороссийский порт и создало новые возможности для РФ в этом виде транспортного потока. Понятно, сама республика не сможет выстроить такую махину, но зато может сдать часть побережья в долгосрочную аренду РФ для строительства порта, оговорив участие абхазской стороны в важных моментах, включая долевое участие в прибыли и использование абхазской рабочей силы в строительстве и дальнейшем функционировании. Это была бы единственная крупная промзона в Абхазии, высокотехнологичная и позволяющая задействовать находящиеся неподалеку железную дорогу и аэропорт, запуск которых в настоящее время нерентабелен и потому задерживается.
В целом, реализация этого проекта будет приносить стране финансовую выгоду, сопоставимую, а возможно, и превосходящую прибыль от туризма. Эти деньги позволят Абхазии самостоятельно формировать полноценный госбюджет, модернизировать многие сферы экономики и вкладывать в культуру по всем ее направлениям, повысить зарплаты и пенсии, а модернизация существенно усилит позиции в переговорном процессе с Грузией. Ко всему прочему, региональная значимость Республики сразу вырастет, и сопредельные страны начнут учитывать Абхазию в дальнейших планах.