24
октябрь
2018
Революция в Абхазии
«Старикам» не удалось скинуть президента Апсны, и за дело взялись молодые. Каковы их претензии, сумеют ли они договориться с Россией и добиться смены власти?
Как оказалось, молодежь в Абхазии умеет не только петь и танцевать.
Если бы о тех безобразиях, которые происходят в Абхазии, говорили только мастистые оппозиционные политики, требуя отставки президента частично признанной республики Рауля Хаджимба, это можно было бы списать на их реваншистские настроения и межклановые разборки. Ими действительно изобилует «Страна души», ставшая криминальной «черной дырой» всего Южного Кавказа. Но на сей раз восстала молодежь, потребовавшая, чтобы Хаджимба добровольно ушел в отставку.
И потребовала не «малой кучкой», бездельничающей на сухумской набережной, но анонсировала создание собственной организации на форуме молодежи, состоявшемся на днях в абхазской столице. В нем приняли участие 800 человек — это, по масштабам малюсенькой республики, довольно внушительная протестная масса. Все выступающие, включая и некоторых «старых» политиков, обрисовали реальную общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в этом отколовшемся от Грузии российском «подбрюшье», начиненном военными базами РФ.
Напомним, что в начале лета отставки Хаджимба потребовала не только самая авторитетная в Абхазии оппозиционная партия «Амцахара», но даже те влиятельные политики, которые четыре года назад, не без поддержки России, легли костьми, чтобы усадить, наконец, Рауля Джумковича в президентское кресло, практически свергнув действующего главу государства Александра Анкваба. Но тогда, в начале туристического сезона, страсти как-то удалось смягчить — из-за новых политических беспорядков он мог полностью провалиться, в то время как доходы от него являются едва ли не единственными независимыми от вливаний российского бюджета поступлениями в казну.
Но нынче на дворе осень, и турсезону ничего не грозит. К форуму подготовились основательно, с привлечением «молодой поросли» из районов республики. И приняли на нем обращение к Хаджимба, в котором подчеркивается, что большая часть предвыборных обещаний, данных населению нынешней властью в период ее нахождения в оппозиции, не выполнена. Каких именно, и что реально творится сейчас в Абхазии, будет понятно из выступлений на форуме, приведенных ниже. Здесь же отметим, что участники этого большого оппозиционного фронта призвали президента «добровольно досрочно уйти в отставку», потому как страна под его руководством «вступила в период опасной нестабильности, способной вызвать неконтролируемые массовые протестные акции населения». «Ваша деструктивная деятельность лишает нас будущего», — резюмировали участники форума.
Отметим, с тех пор, как Абхазия де-факто отделилась от Грузии и позиционировала себя как независимое государство, прошло уже четверть века. «И что мы имеем сейчас?» — задался вопросом руководитель молодежного крыла Общенационального движения за укрепление государственности Абхазии Инал Хишба. И сам же ответил на этот риторический вопрос, на который так же ответит едва ли не каждый житель республики. А именно: «Худший период в послевоенной истории Абхазии», когда «наши друзья и братья гибнут на дорогах, умирают от передозировки, стреляют друг в друга. … У нас, если человек был при должности и не разжился, его считают дураком. Обман и коррупция — в порядке вещей, и, что самое ужасное, народ стал к этому привыкать. Коррупция достигла чудовищных размеров, она не только крадет возможность строить новые сады, школы, больницы, дороги — она крадет наше будущее. … У нас самые уважаемые люди — это горе-политики, бандиты и коммерсанты».
Глава Гагрского отделения партии «Амцахара» Алхас Герия добавил, что за последние четыре года увеличился отток молодых людей в Россию и другие государства Ближнего Зарубежья, поскольку в Абхазии нет никаких перспектив для их развития и трудоустройства, и вообще многие молодые специалисты были уволены с работы по политическим мотивам. При этом «значительно помолодела наркомания, а уровень подростковой криминализации достиг невиданных доселе масштабов». Оппозиционный политик придерживается мнения, что отставка президента — единственное верное решение: она «даст новый импульс к развитию нашего общества в целом». А общество это, констатировал социолог, преподаватель Абхазского государственного университета Дмитрий Адлейба, живет в условиях «такого уровня деградации права, за которым происходит потеря государственности».
Ну, а депутат парламента Дмитрий Дбар считает, что развитие абхазского общества «остановилось полностью». Особый акцент он сделал на резком увеличении, в период президентства Хаджимба, количества убийств, грабежей, изнасилований. «Похищение людей стало привычным явлением», — сказал он. То, что «народ измучен, истощен и голодает», с трибуны форума подтвердил руководитель молодежного крыла политической партии «Единая Абхазия» Давид Каджая. «Если так пойдет и дальше, — считает он, — страну поглотят хаос и анархия, и тогда не будет выигравших и проигравших, левых и правых». Что касается экономики и ее роста, об этом вообще говорить излишне, когда «в стране за четыре года поменялось пять премьер-министров, … ни разу не исполнился республиканский бюджет, когда в страну не идут инвесторы, а те, которые были, похищены с целью выкупа». Каджая также обвинил власти в блокировании бизнес-проектов «из-за политических соображений».
Среди вопросов, заданных им президенту, были и следующие: «Где обещанные реформы? Где рабочие места для молодежи? Где достойные пенсии для пенсионеров? Где льготы и бесплатные лекарства инвалидам и ветеранам войны? Где обещанные скрытые внутренние резервы? Как обстоят дела в сельском хозяйстве? Какова ситуация в вопросе демографии? Защищены ли сегодня приезжающие к нам гости и инвесторы? Какова ситуация на пункте пропуска „Псоу“ (граница с Россией)? Каковы сегодня абхазо-российские взаимоотношения? По какой дороге мы идем и куда? Какая у нас национальная идея? Можете ли вы, как гарант Конституции, обеспечить нам безопасность и исполнение законов?».
Как твердили все участники форума, Хаджимба должен уйти. Они сошлись во мнении о необходимости создания нового молодежного движения, которое «отражало бы и отстаивало интересы молодого поколения наших граждан». Видимо, у молодежи Абхазии больше нет надежд на то, что тяжеловесы местной политики, либо так называемые «кланы», способны избавить республику от Хаджимба и привести ее в более или менее цивилизованное состояние — как с правовой, так и с экономической точки зрения.
То, что на Хаджимба и его клан обрушилась теперь еще и молодежь, должно было, по идее, найти хоть какой-то отклик у президента Абхазии. Но, как видно, не нашло. Более того, утверждают участники форума, освещение этого мероприятия в эфире Абхазской государственной телерадиокомпании (АГТРК) было крайне необъективным, и они потребовали выпустить в эфир «объективную версию». Но в телекомпании ответствовали, что они не могут сделать этого без согласования с премьер-министром, а тот заявил, что вопрос не решится без договоренности с президентом. Президент же уполз в кусты: вроде как болен, и даже по телефону не может сообщить, «быть или не быть».
В общем, Хаджимба пошел по пути обострения обстановки и провоцирования молодежи. А это, надо сказать, опасно: одно дело игнорировать, до поры до времени, привычную старую оппозицию, а другое — молодых и горячих, способных, кстати, нарубить и поджечь столько дров, что потушить их без крови будет невозможно. К тому же молодежь поддерживают и влиятельные оппозиционные партии, мечтающие о реванше.
И ведь что интересно: Хаджимба постоянно делает вид, что ничего чрезвычайного в этой «душевной» стране не происходит, и место имеют лишь «отдельные недостатки». Между тем обстановка становится все более неподконтрольной, поскольку, помимо низкого уровня жизни, зашкаливающей коррупции и других «прелестей» абхазского бытия, в людях нет даже намека на чувство физической защищенности. Не от Грузии или России, против «смычки» с которой абхазы тоже периодически митингуют (типа — в этом можно «связываться с русскими», а в том — нельзя), — а от своих же властей.
В общем, ряды политических адвокатов Хаджимба сильно редеют, а оппозиционный фронт расширяется, все чаще апеллируя в своей риторике к «правовым нормам», которых в Абхазии, по определению, не существует. «Выбить» Хаджимба из президентского кресла летом не удалось — тогда состоялась репетиция, однако не генеральная. Но сейчас роли в соответствующем процессе стали меняться, поскольку к нему подключились новые действующие лица — молодежь в большом количестве. На статус «просто массовки» она вряд ли согласится. Справедливы ли ее претензии? Разумеется, да. Но будут ли они справедливы сами, если власть все же удастся стяжать? Вряд ли: слишком сильно в Абхазии клановое мышление, чтобы можно было говорить о строительстве правового государства, к тому же частично признанного — Россией с горсточкой ее «сателлитов» и «попрошаек»: Венесуэлой, Никарагуа, Науру и недавно — Сирией.
И, кстати, новому «революционному фронту» — далеко неоднородному, поскольку он формируется из «стариков» и «молодняка», — еще надо будет договориться по единой кандидатуре на пост президента и согласовать ее с Москвой. Дело это сложное, поскольку Хаджимба пока Россию устраивает. С другой стороны, если она убедится, что действующий президент — фигура действительно «отыгранная», и цепляние за нее грозит Абхазии гражданским противостоянием, то есть выходом ситуации из-под контроля Москвы, ей придется пойти навстречу протестному электорату. И теперь все будет зависеть от «энергии молодых».