21
сентябрь
2018
Захват квартир в Абхазии – как это происходит?
Пойти и занять пустую квартир — это уникальное и в то же время уже типичное явление в Абхазии. Люди, не видящие для себя перспективы когда бы то ни было заработать на покупку жилья, объединяются по этому принципу в рейдерские группы, находят пустующие квартиры – и начинают там жить.
Особым соблазном для таких рейдов является Новый район — во многих домах там квартиры пустуют годами. Случаев, когда молодые люди пытались открыть квартиры и поселиться там, но уже на следующий день появлялись хозяева, очень много.
Проблема, которую молодежь пытается решать таким радикальным способом, действительно масштабна. В Абхазии есть система предоставления особым категориям населения «социального жилья» за счет бюджета, и в очереди на такое жилье сегодня стоят более двух тысяч человек. Это только инвалиды Отечественной войны народа Абхазии [1990 годы]; семьи погибших и пропавших во время этой войны, а также погорельцы; ветераны Второй мировой войны; герои Советского Союза; герои Абхазии; репатрианты.
Молодых семей в этом списке нет, и отдельной программы для них не существует.
Между тем в жизнь входит молодое поколение — дети, рожденные либо во время войны 90-х, либо сразу после ее завершения. Родившись в эпоху перемен, они не получили качественного образования, воспитания, никто не дал им никаких стартовых возможностей для самостоятельной жизни.
У них очень низкие и несистематические заработки. Но именно сейчас они вошли в возраст, когда они создают семьи и рожают детей. И им нужно где-то жить.
С другой стороны, в Абхазии очень много пустующего жилья. Все в том же Новом районе Сухума молодые люди видят целые подъезды пустых квартир. Это — квартиры, оставленные уехавшим грузинским населением во время войны 90-х, а также новые дома, где сделала свои вложения «на всякий случай» диаспора — бизнесмены, не живущие в Абхазии.
Таким образом, в теории квартиры есть. Но на практике — двадцать лет назад произошел массовый самозахват жилья, люди с деньгами скупили оставшиеся — и бесхозных квартир нет.
К этим людям в большой степени бесполезно обращаться с призывом соблюдать закон. Во-первых, это поколение, выросшее вне правовой культуры. Во-вторых, в глазах молодого поколения послевоенный передел собственности нелегитимен, они в нем не участвовали в силу очевидных причин. Теперь они предлагают произвести еще один передел собственности и не понимают, почему им нельзя то, что можно было старшим.
Этим молодым людям бесполезно говорить о том, что у них есть руки, ноги, и им нужно самим заработать себе на дом. Это, во-первых, неправда – им негде зарабатывать, рынок труда в Абхазии минимален. Во-вторых, государство в данном случае не может требовать от молодежи жизненных успехов, ибо оно им ничего не дало – ни образования, ни возможностей для развития. Это то самое «потерянное поколение», и за это нужно расплачиваться.