abhazium.ru
Сегодня
Версия для
слабовидящих
16
февраль
2021

Железная дорога через Абхазию

Парламент Абхазии обратился в Госдуму России с заявлением о готовности на равноправных условиях участвовать в проекте по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через Абхазию. Прежде всего речь идет о налаживании полноценного коммуникационного сообщения. Так как любое политическое и военно-техническое сотрудничество не может не опираться на полноценную экономическую основу.

Открытие абхазско-армянского участка закавказской железной дороги является стратегически важным как для Армении, так и для России. Являясь наиболее коротким и дешевым, этот участок позволит армянским экспортным товарам следовать в Россию по наиболее оптимальному пути; в свою очередь Россия получит устойчивую коммуникационную связь с государствами Кавказа и Ближнего и Среднего Востока. К тому же, Армения, несмотря на относительно скромные размеры по ряду параметров, сможет стать важным фактором продвижения евразийских интеграционных инициатив.

Вопреки расхожим штампам, восстановление и возобновление функционирования Абхазской железной дороги выгодно вовсе не только Армении. Оно представляет несомненный интерес для Грузии, транзитный потенциал которой (в том числе и по направлению к Европе) реализуется далеко не в полной мере.

Открытие Абхазской железной дороги при должной проработке вопроса стало бы важной предпосылкой не только нормализации грузино-абхазских отношений, но и дополнительных поступлений в бюджет республики. Выработка особого правового режима функционирования этой магистрали представляется важным элементом новой «повестки дня», в которой в одинаковой степени нуждаются и Москва, и Тбилиси, и Сухум, и Ереван, и другие стороны, заинтересованные в восстановлении полноценного железнодорожного сообщения в Кавказском регионе.

Затянувшаяся пауза длиною в несколько лет в обсуждении всего комплекса соответствующих вопросов представляется понятной, если принять во внимание «интерес» к проекту со стороны западных неправительственных организаций. Вовсе не случайно США (а вслед за ними, очевидно, и те, кто находится на их «содержании») выступают против восстановления сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию. Однако даже согласно оценкам заведомо ангажированных структур, общая стоимость работ по восстановлению дороги по маршруту Сухум - Тбилиси - Ереван с учетом современного состояния ее различных участков и расценок на проведение восстановительных работ оценивается менее чем в $300 млн. В любом случае речь не идет о каких-то астрономических суммах - особенно с учетом не только экономической, но и стратегической значимости проекта. Следующим этапом после восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию может стать строительство железной дороги из Армении в Иран, обретающее в этом случае не только политическую, но и реальную экономическую составляющую.

Налаживание транспортного сообщения в рамках коридора «Север – Юг», включая открытие абхазского участка железной дороги, соответствует интересам не только Армении, но и членов Таможенного союза. Кроме того, она может принести выгоду и не входящим в него государствам, способствуя смягчению последствий территориальных конфликтов. И это не единственный положительный эффект по самым разным направлениям, создаваемый стабильной работой железных дорог. Обозначим и другие: уменьшение загруженности автомобильных дорог, содействие развитию не только столиц, но и регионов, увеличение занятости населения, меньший удельный расход энергии, большая безопасность и экологичность. Таким образом, восстановление железнодорожного сообщения в РА венчает ряд важных экономических и международно-политических последствий.

Именно в силу этих соображений решение проблемы восстановления сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию представляется крайне своевременным.

Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив