Почему Грузия говорит «нет» восстановлению железнодорожного пути через Абхазию
В Грузии снова обсуждался вопрос восстановления и перезапуска абхазской железной дороги. Иными словами, путь, соединяющий по абхазской территории Россию, Грузию и Армению.
В Сухуме и Ереване понимают, в случае открытия коммуникаций, Абхазия обеспечит дополнительные поступления в бюджет от транзита грузов, Армения вырвется из тисков блокады. Грузия… Основная проблема упирается именно в позицию Грузии. Тбилиси сегодня фактически всеми мыслимыми и немыслимыми путями пытается торпедировать открытие железной дороги. Разумеется, не без помощи своих «покровителей».
Формально, отказ Грузии открыть свой участок дороги, ведущей в Армению, обуславливается нарушением «территориальной целостности» — Тбилиси считает, Россия оккупировала Абхазию и Южную Осетию, а открывая дорогу, Грузия фактически откажется от 20% территорий. Грузинские власти допускают решение вопроса только после «восстановления территориальной целостности». В этих условиях, рассчитывать на какой-то выход из заколдованного круга представляется крайне затруднительным.
Не желая открывать свой участок железной дороги, грузинские власти руководствуются и другими соображениями, куда более бестактными, нежели мнимая в данном случае идея возвращения утраченных территорий. Обращает на себя внимание заявление грузинского политолога Гелы Васадзе.
По его словам, не только Тбилиси, но и Вашингтон с Брюсселем скажут решительное «нет» открытию железной дороги, поскольку восстановление ж/д сообщения «повысит влияние России в южнокавказском регионе» (что, естественно, крайне неприемлемо для западных партнеров Грузии). Нежелание Тбилиси открывать дорогу преследует по факту экономические цели, поскольку железная дорога значительно разгрузит порты Поти и Батуми, Грузия утратит возможность постоянных манипуляций с ценами и транзитными тарифами автомобильных и паромных перевозок.
В данном случае, политика Грузии пытается воплотить идею двойных стандартов своего «хозяина»: «вытеснить» южного соседа в регионе, получив при этом одобрение и поддержку в западных столицах, пренебрегая самым важным аспектом – углубления мирных процессов через внешнеэкономические связи на всем Южном Кавказе.