11
апрель
2018
Первый сухумский кинофестиваль удался
В короткометражном и единственном пока конкурсе фестиваля участвовали 32 игровые картины, авторы которых приехали из Европы, Южной Кореи, Марокко, Туниса, Якутии и Москвы.
Между тем в Абхазии выросли целые поколения, которые понятия не имеют, что такое кино на большом экране. Так что фестивальные показы, проходившие в Русском театре драмы им. Фазиля Искандера, где установили временный экран, для многих стали диковинкой. Также была редкая возможность увидеть абхазский киноальманах из четырех новелл по произведениям соотечественника Михи Лакрба.
Гостей фестиваля, особенно иностранных, поразило то, что со времен абхазо-грузинского конфликта прошло 25 лет, а руин, заросших как в джунглях, хватает даже в центре Сухума.
Гостей фестиваля, особенно иностранных, поразило то, что со времен абхазо-грузинского конфликта прошло 25 лет, а руин, заросших как в джунглях, хватает даже в центре Сухума.
В фестивальных фильмах хватало странных смертей и насилия. Подбитого летчика, найденного в воде, в картине «Земля», снятой учениками Николая Коляды, деревенская женщина не будет спасать и хоронить не станет. Она его прорастит, чтобы вырос новый человек. Из земли выйдет младенец. Даже космонавт, отправленный к другим планетам в испанском «Спутнике», должен умереть на орбите из-за технического сбоя. Пограничные состояния привлекают кинематографистов.
Драматург, режиссер и член жюри Михаил Местецкий, написавший сценарии «Легенды №17» (ее в Абхазии в лучшем случае могли видеть по телевизору, поскольку кинозалов нет) и «Хорошего мальчика» (показан на фестивале), рассказал начинающим режиссерам о том, как сам был увлечен не смотрибельным артхаусом и снимал статичными кадрами, где по 15 минут ничего не происходило, так что публика тотально засыпала. Он показал свой панк-проект 2011 года «Ноги-атавизм», сделанный на коленке. Это короткометражка о том, как укорачивают человека, лишают его ног, чтобы сердце хорошо заработало, и жизнь стала прекрасней. В общем, Александр Пэйн с хитом «Короче», где людей уменьшают, чтобы снять бремя экономических проблем, отдыхает. И хотя сам Местецкий с артхаусом наигрался, он призвал молодых держаться за короткий метр, потому как в полнометражном кино свободы меньше. Для убедительности рассказал, как снимать кино о подлеце. Он не должен сразу совершать свои подлые поступки, иначе к финалу может оказаться хорошим парнем. При всей любви к зрительскому кино напомнил о важности экспериментального и дикого кинематографа, нужда в котором ощутима во все времена.
Красная ковровая дорожка, расстеленная на ступеньках входа в Сухумский русский театр драмы (Русдрам) им. Фазиля Искандера, по которой поднимались гости фестиваля в окружении восторженной публики во время торжественных церемоний открытия и закрытия... Вручение Гран-при и статуэток победителям в разных номинациях... Нетрудно предвидеть саркастическую улыбку недоброжелателей Абхазии. Захотелось, мол, сепаратистам, которым реально «не до жиру, быть бы живу», дотянуться до тех, кто раздает статуэтки «Оскар» американской киноакадемии, золотые пальмовые ветви в Каннах, золотых и серебряных львов в Венеции и медведей в Берлине...
Планируется, что Сухумский международный кинофестиваль станет ежегодным. Организаторы надеются, что он поможет развитию не только кинематографа, но и сети кинотеатров в Абхазии. Пока залов для кинопросмотров нет, так что конкурсные фильмы планируется показывать по телевидению.