15
январь
2019
Черкесские армяне (черкесогаи)
Все началось в 8-м веке, когда армянское государство, вассальное Византии, пало под ударами арабов-мусульман и огромное количество армян покинули родные земли, укрывшись в соседней Византии, где они образовали отдельные зависимые княжества. Со второй половины 11-го века территория Армении подверглась нашествию турок-сельджуков, армянское вновь покинуло родные земли и эмигрировало на север - в Грузию, на Северный Кавказ. Часть населения ушла на юг - в Киликию. В 1071 году, после битвы под Манцикертом, турками-сельджуками было создано своё первое государство - султанат Рума, который включал всю Армению и внутреннюю часть Анатолии, откуда усилилась миграция армян к азиатским прибрежным областям. Армянское население подвергалась сильным гонениям, что к концу 13-го столетия особо выразилось, например, в Нахичевани и близлежащих областях.
Дальнейший отток армянского населения из региона связан с татаро-монгольским нашествием, а затем походами Тамерлана. Земли отнимались у армян и заселялись тюрками. Тамерлан переселил в Закавказье 50 000 семейств тюрков-каджаров, поселив их в Эривани, Гяндже и Карабахе, где они со временем еще более умножились. В течение 13-14 веков в Армении местная знать постепенно вытеснялась военно-кочевой - монгольской, тюркской и курдской. В последующие годы с образованием Османской империи и усилением Персии гонения только усиливаются. В это время Северный Кавказ, Предкавказье и особенно Крым выступают как один из важных центров расселения армянского этноса.
Однако и здесь им не было покоя - в 1475 году Османская империя захватывает генуэзские колонии в Крыму, где приступает к тюркизации и исламизации христианского населения. Армяне Крыма переселяются в Молдавию и Польшу (Речь Посполитая) Часть армян, которые торговали с Черкессией и имели связи в ней, вместе с проживавшими в Крыму греками и черкесами, нашла убежище в горах Северного Кавказа, среди адыгов (черкесов), где в тот период ислам ещё не получил распространения. Греки и армяне в Черкесии сохраняли определенные черты культурной самобытности вплоть до 19-го века. В период проживания в Черкесии, и сразу после переселения, черкесские армяне или черкесогаи называли себя «эрмелы» (адыг. ермэлы «армянин»), но при этом четко осознавали, что в культурно-бытовом отношении они резко отличались от остальных армян. Черкесогаи культурно и внешне стали похожими на адыгов (черкесов), отличаясь лишь тем, что в искаженной форме исполняли христианские ритуалы и использовали грузинские иконы. Путешественники отмечали присутствие черкексских армян в священных рощах адыгов (черкесов), что можно объяснить длительным использованием в них христианских крестов. Адыги (черкесы) ранее были христианами и память об этом сохраняли, используя кресты в ритуалах на свой лад. Сами же армяне, взяли на себя функцию торговцев, не слишком любимую в среде адыгов (черкесов). Они довольно быстро разбогатели и заняли уважаемые позиции среди адыгской (черкесской) аристократии. Известны факты воспитания адыгских (черкесских) князей в семье черкесогаев (обычай аталычества) у адыгов-натухайцев, шапсугов, бжедугов и т.д.
В 1850 году ученый Иванов, исследовавший вопросы истории и этнографии черкесогаев, писал: «По рассказам армавирских стариков, назад тому лет двести или более, предки их, недовольные смутами, происходившими в Крыму во время владычества ханов, обремененные налогами и претерпевая сильные гонения за веру, давно задумывали куда-либо удалиться от этих неприятностей; наконец, при одном хане они приняли решительное намерение и, бросив свои жилища и имущество, бежали в Черкесию, знакомую им еще прежде по торговым сношениям. По прибытии в горы, черкесы приняли их ласково и дали у себя убежище, обещая защищать от всех стеснений ханских, и в знак дружбы молодым их пришельцам предложили в супружество своих дочерей. Армяне приняли это предложение, но с условием, чтобы жены и дети их исповедывали христианскую религию. Черкесы нисколько в том не противились своим гостям и уверяли даже их, что они останутся навсегда свободными в исповедании христианства и будут дела семейные и гражданские решать по своим обычаям. Убежденные в этом, крымские выходцы расселялись по аулам, женились на горских красавицах и жили преспокойно». Армяне-переселенцы поселились в аулах Гяур-Хабль (известно о существовании аулов с таким именем недалеко от Абинска и на реке Келермес у Белореченска), Хатукай, Егерухай, Хаджихабль, Энем, Шокон, Псехутг. Известны армянские аулы вокруг Анапы и Суджукской бухты, два черкесогайских села также были основаны в районе современного Геленджика - Азатух и Бзатух. Черкесские армяне усвоили базовые элементы культуры и одежды адыгов (черкесов), общались на адыгском (черкесском) языке и были практически неотличимы от адыгов (черкесов), что отмечается многочисленными путешественниками и разведчиками в Черкесии, в том числе Джеймсом Беллом и Теофилом Лапинским.
Перед захватом Россией Крымского ханства, в 1779 году в земли будущего Ростова-на-Дону, выселили оставшихся в Крыму армян. Здесь они образовали городок Нахичевань-на-Дону, ставший позднее районом Ростова. Известно, что первые попытки вычленить армянскую общину из Черкесии предпринимались при Екатерине II: «Иосиф Аргутинский, архиепископ российских армян, начиная еще с 1783 года при поддержке графа Г. А. Потемкина устанавливает связь с черкесскими армянами и входит с ними в тайные переговоры. Аргутинский разработал проект, по которому нахичеванские армяне получали южную часть Самбекской степи (район к западу от устья Дона, где небольшая река Самбек впадает в Таганрогский залив Азовского моря), а черкесские армяне - северную часть. Представители черкесских армян приглашаются в Нахичеван (тогда еще не на-Дону), где им устраивают теплую встречу. Город так понравился черкесским армянам, что они поставили на обсуждение вопрос о переселении армян в Нахичеван, но нахичеванцы не согласились. То, что закубанские армяне действительно намерены были поселиться в Нахичеване, подтверждается еще одним упоминанием. В октябре 1791 года. во время сражения против черкесских племен армяне, обитавшие в трех селениях, лежащих у рек (Гаурхабл, Адепсу-Хай и Хатукай), изъявили желание перейти в Нахичеван и отправились туда в числе 390 человек. Как в первом случае, желание черкесских армян не осуществилось. Массовое переселение черкесских армян, дважды пытавшихся переселиться в Нахичеван не удалось.
Помимо черкесогаев в торговом обороте Черкесии принимали активное участие кизлярские, моздокские и нахичеванские армяне. Зачастую армянские купцы выступали в роли черкесских разведчиков на русской территории и наоборот - русских разведчиков в Черкесии. В 1818 году попечитель торговли с черкесами на кавказском побережье Черного моря Скасси писал Ланжерону, что «весьма трудно будет запретить армянам производить монополию с черкесами... Без сомнения, армянам запрещено торговать в той части Кубани, которая занята черноморскими казаками, ибо они имеют на сие исключительные права, но они торгуют на границе их в Усть-Лабе». После торговлю на черноморском участке границы для армянских купцов разрешили, но потом вновь запретили. В 1828 году последовало очередное категоричное запрещение и дело дошло до того, что армянские купцы стали покупать себе свидетельства у черкесских владельцев, что они являются их крепостными и, соответственно, товар юридически принадлежит данным владельцам. Российским таможенным чиновникам не к чему было придраться и в Черноморию хлынула масса коммерсантов из Закубанья. Кроме того, черкесогаи по сути выполняли одну из неприятных черт торговли, которая подстегивала черкесов к хищническому образу жизни в ущерб жизни крестьянина. Именно армяне покупали у черкесов пленников, захваченных в многочисленных рейдах, а также проданных бедными семьями из числа собственных детей. Во многом именно этот фактор заставлял Российскую империю создавать запреты на торговлю через армян.
Вовлеченность черкесогаев в военные действия на стороне черкесов зафиксирована в ряде документов. Более того, отмечается кооперация с нахичеванской армянской общиной: «Из показаний, отбираемых в Екатеринодаре от выбегающих от черкесского плена людей, открылось, что нахичеванские армяне переезжают к черкесам, имеют с ними тесную связь, объявляют им число войска нашего, стоящего на границе, указывают места, способные к переправе для разорения жителей наших, живущих близ границы, даже провожают их на сию сторону и бывают с ними вместе при нападениях, получая за то из добычи двойную часть; наконец, закупивши там товары, переправляются на нашу сторону под видом жителей черкесских и таким образом возвращаются в Нахичевань. До 1829 года территория Черкесии формально считалась частью Османской империи. Но армянская община Черкесии не выражала никакого неудовольствия условиями своего существования в Черкесии и не стремилась к переезду на правую сторону Кубани - в Российскую империю, а на все предложения отвечала долгими переписками с целью выторговать себе как можно лучшие условия в случае переезда. Черкесогаи не предпринимали шагов к эмиграции из Черкесии даже в условиях достаточно частых русско-турецких войн второй половины 18 - первой трети 19 века. Многие аулы армян находились во владении темиргоевских князей Болотоковых, которые были заинтересованы в привлечении торгово-промышленного населения и являлись самым надежным гарантом безопасности и соблюдения прав черкесогаев и других не адыгских (черкесских) общин своего княжества. Другое дело, что после неоднократных масштабных карательных экспедиций, которые обрушились на Темиргоевское владение Болотоковых, князья уже не могли в полной мере осуществлять свои управленческие функции.
Со временем обстановка в регионах проживания черкесогаев становится напряженной из-за культурной и религиозной пропаганды Османской империи, а позже также действий Мухаммад-Амина. Распространение радикальных идей ислама среди некоторой части адыгов (черкесов) привело к столкновениям на бытовой почве между адыгами (черкесами) и черкесскими армянами. Часть армян начинает переселяться ближе к русским границам. Российское правительство приветствовало подобные инициативы, исходя из своих политических и экономических целей. По сути, переселением черкесских армян из горных районов Кавказа в российские границы Кубани с предоставлением им определенных привилегий царская Россия стремилась усилить христианский фактор в условиях ожесточенной Кавказской войны. С середины 30-х годов 19-го века создались благоприятные условия для осуществления заранее предусмотренного переселения черкесских армян. Как полагают исследователи, переселение черкесских армян на территорию Кубани происходило в 4 этапа. Основание первого армянского поселка на Кубани относится к 1839 году. Исторические документы сообщают, что основная часть черкесских армян с 40-х годов 19-го века поселилась в Закубанье, а также черноморских городах-крепостях. В 60-е – 70-е годы отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе, Митровке, Ильинке, в Лабинском, Белореченском, Некрасинском, Темергоевском, Каргинском, Усть-Лабинском районах. Отдельные семьи оказываются и за пределами Кубани – в Астрахани и в Москве. С одной стороны, переселение черкесских армян позволило избавиться от турецкого влияния и перебраться в более безопасные районы, но с другой стороны, черкесогаи в христианской среде подверглись очень быстрой ассимиляции и растворению, чего не происходило в окружении адыгов (черкесов).
В марте 1838 года генерал Евгений Александрович Головин, командующий Кавказским корпусом, сообщал военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву: «Начальник Кубанской линии ген.-м. Засс доносит мне следующее: Получив известие, что уздени егерукаевского племени, обитающего на левом берегу Лабы, побуждаемые абадзехами, начинают явно возмущать свои аулы и готовы подняться для удаления к непокорным горцам, он донес о том ген.-л. Вельяминову и вслед затем отправил наблюдательный отряд на р. Лабу, чтобы страхом близкого оружия удержать их от бегства. По прибытии в отряд, 3-го числа сего месяца, он собрал узденей и старшин егерукаевских и, внушив им, с одной стороны, полное доверие к справедливости и благотворной попечительности нашего правительства о мирных подданных, с другой - всемогущество его к преследованию и наказанию изменников, успел успокоить колебавшийся народ и, не прибегая к насильственным мерам, вновь получил от него единодушную присягу на верноподданство Г. И. Пользуясь изъявлением безусловной покорности, генерал Григорий Христофорович Засс приступил к переселению издавна живших между егерукаевцами и темиргоевцами армян под предлогом защиты единоверного населения. Освобожденное в этот раз число армян с прежде переселенными на Кубань ген.-м. Зассом составляет до 250 семей. Он полагал поселить их за Кубанью, при р. Урупе, между Георгиевским и Прочно-Окопским укреплениями.
25 марта 1839 года генерал-майор Засс составил проект управления «мирными закубанскими горцами», согласно которому черкесских армян в течение двух лет поселили "на левом берегу р. Кубани против Прочного Окопа". Переселение осуществлялось под прикрытием и при физической поддержке русских войск. Черкесогаям выделяли строительные материалы и инструменты. Непосредственное администрирование должен был осуществлять пристав. Предполагалось также, что «армяне, будучи христиане, не подлежат окружному суду по народным обычаям горцев, а должны составить особую волость и быть управляемы по нашим законам». Аул с трёх сторон был окружён глубоким рвом в 2,5 метра шириной и валом. С четвёртой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей поселения. Границы его несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялись всё новые и новые семьи. В первые годы в Армянском ауле (Эрмэлы-хабль) обосновалось 120 семей, а к 1840 году их количество увеличилось до четырёхсот. Помимо черкесогаев в поселении проживало несколько сотен крепостных горцев. Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов. Новое селение они назвали Армавир в 1848 году, в честь древнего армянского города Армавир - столицы Армении в 4-2 веках до н. э.
Еще 53 черкесогая вышли из Абадзехии и основали отдельный аул у Пашковского куреня. Несколько семей черкесогаев поселились в Гривенском черкесском ауле. Затем они переселились в Переяславскую станицу, куда стали собираться и другие переселенцы - черкесогаи и черкесские греки. К 1859 году в этой станице насчитывалось более 200 черкесогаев, многие из которых через год переехали в Армавир. К 1842 году в Армавире черкесогайское население составляло около 1300 человек. В 1846 году поступило еще одно прошение от братьев Богарсуковых и шапсуга Ротока. Видимо, поняв, что на правом берегу их не поселят, просители выбрали компромиссный вариант - поселиться на реках Аушец и Кунипс, близко от русской границы, но в Закубанье. Юридически и фактически эта земля была адыгской (черкесской), но уже ряд лет пустовала, поскольку через этот район многократно проходили войска: жить здесь было возможно только с позволения русских военных властей.Переселение большого рода Богарсуковых состоялось в 1853 году Впоследствии их потомки стали преуспевающими купцами, общественными деятелями и меценатами в Екатеринодаре.
После 1850 года царская администрация пришла к выводу, что переселение черкесогаев завершено, но значительная их часть еще оставалась в Черкесии. Переселением по собственной инициативе занялся адмирал Л. М. Серебряков, сам армянин по происхождению. Он намеревался всех оставшихся в горах черкесогаев поселить в Новороссийске, однако это удалось ему сделать лишь отчасти. Исследователь Погосян детально приводит все те многочисленные и многолетние усилия, которые приложила российская администрация в регионе Северо-Западного Кавказа вкупе с представителями армянской церкви для того, чтобы трансформировать черкесогаев и полностью интегрировать их в единую армянскую общину региона. Разбросанные по всей Черкесии армяне в короткий промежуток времени, объединив свои усилия, сумели воссоздать и освоить традиции армянской культуры. Естественно, все это уже происходило под непосредственной поддержкой русской культурной среды и их соотечественников-армян.
Что касается армян побережья Черного моря Кубани, то первые их группы появились там по окончанию последней русско-турецкой войны в начале 1880-х годов в рамках программы переселения единоверных армян и греков из Османской империи на побережье Кубанской области. Переселение шло под флагом защиты единоверцев, но на самом деле с целью заселить опустевшие после гибели и выселения адыгов (черкесов) в Кавказскую войну земли, населением, приспособленным к местному климату. Значительная часть переселенцев пополнилась рядами соотечественников во времена армянского геноцида 1915 года в Турции и массивных миграций 80-90-х годов 20-го века, в том числе во время Нагорно-Карабахского конфликта. Но это уже совсем другие армяне.
Методов терапии сравнительно немного. Эффективность зависит от стадии онкологии. Лечение рака всегда проводится индивидуально. Но важно понимать – никто не может дать 100% гарантию выздоровления.
Замечательно, если удается обнаружить предопухолевое состояние. Ну, или начальные формы рака. В этих случаях вероятность полного излечения наиболее высока и приближается к 100%. информация по теме - здесь