23
октябрь
2020
Все хотят переехать в Краснодар?
Массовая миграция в Краснодар из разных регионов продолжается последние десять лет. Люди стремятся в столицу Кубани благодаря теплому климату, наличию рабочих мест и низким ценам на квартиры.
Бурное развитие одних городов России в сочетании с экономическим упадком и рецессией в других привел к усилению внутренней миграции. Люди в поиске работы все чаще натыкаются на вакансии в самом крупном городе Кубани – и задаются неизбежным вопросом о том, стоит ли ехать жить в Краснодар.
Работа и бизнес в Краснодаре
В столице Краснодарского края стабильно высокая деловая активность. Здесь работает множество компаний разного профиля – от заводов и фабрик до IT и финансового сектора. При этом в городе ощущается дефицит по-настоящему квалифицированных сотрудников, сообщили журналу ЦИАН в местных кадровых агентствах. В первую очередь в Краснодаре востребованы врачи, программисты, управленцы разных уровней, маркетологи, рекламщики, рабочие и представители редких специальностей.
В поисках работы и теплого климата на переезд в Краснодар на ПМЖ решаются люди из нефтегазовых регионов России, вымирающих моногородов, республик СНГ, а также из Москвы и Санкт-Петербурга. В мэрии уверены: город уже перешагнул отметку в 1,3 млн человек.
ЕЖЕГОДНО, ПО ДАННЫМ МВД, В КРАСНОДАРЕ ОСЕДАЮТ ДО 100 ТЫС. НОВЫХ ЖИТЕЛЕЙ
Самый заметный и успешный сегмент местного бизнеса – торговля. Она процветает здесь во всех форматах, от маленьких ларьков до гигантских торговых центров. Несколько лет подряд Краснодар возглавлял общеевропейский рейтинг городов по обеспеченности ТЦ. Сейчас кубанская столица уступила первое место, но по-прежнему держится в списке лидеров по площади торговых центров на душу населения.
Среди других популярных видов бизнеса – салоны красоты, гостиницы, кафе, автомойки, станции техобслуживания, детские игровые комнаты и развивающие центры, а также автошколы и фитнес-клубы. Конкуренция в сегменте еды и развлечений остается высокой, но заведения с интересной концепцией или удачным расположением чувствуют себя комфортно.
В то же время, многие компании из сферы торговли, развлечений и общепита закрываются спустя несколько месяцев после выхода на рынок. Сдаваемых в аренду пустых площадей сейчас много, как никогда – сказывается бум жилой и коммерческой застройки последних лет.
Цены на жилье
Непрекращающийся прирост населения уже не первый год поддерживает на плаву местный рынок недвижимости. Согласно исследованию компании Macon, до 45% сделок в новостройках приходится на переселенцев из других регионов, еще 30% выкупают жители края и только 25% квартир на первичном рынке достается коренным краснодарцам.
По стоимости жилья Краснодар считается одним из самых «недооцененных» городов России. подробнее
СРЕДНЯЯ ЦЕНА 1 КВ. М ЖИЛЬЯ – 47,57 ТЫС. РУБ.
В последние два года этот показатель стабильно растет. Если проводить разбивку по классам домов, то в экономе 1 кв. м будет стоить порядка 38 тыс. руб., в комфорт-классе – 45,7 тыс. руб., в бизнес-сегменте – 90 тыс. руб., сообщил журналу ЦИАН генеральный директор компании Macon Илья Володько. При этом в городе накопилось значительное число долгостроев и брошенных объектов; регулярно переносятся сроки сдачи в эксплуатацию 37% новостроек.
Особняком стоит рынок вторичного жилья. В Краснодаре принято делить «вторичку» на два вида: квартиры от застройщиков в сданных домах, в которых еще никто не жил, и квартиры от собственников. Первый тип жилья пользуется огромным спросом. Также люди охотно заселяются в новые ЖК, которым менее десяти лет. А вот недвижимость в домах 15–20-летней давности гораздо менее популярна.
1 КВ. М НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ В ЭКОНОМКЛАССЕ СТОИТ 45 ТЫС. РУБ., В «КОМФОРТЕ» – 65 ТЫС., В БИЗНЕС-СЕГМЕНТЕ – 75–95 ТЫС. РУБ., ГОВОРИТ АНАЛИТИК В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ ЭДУАРД ДАВЫДЕНКО
Многоквартирные дома равномерно «разбросаны» по всем районам. В селах, которые административно относятся к муниципальному образованию город Краснодар, возводятся мало- и среднеэтажные дома. В городской черте – средне- и многоэтажные. Во-многом из-за этого местные жители по-разному ответят на вопрос, дорого ли жить в Краснодаре: этот показатель слишком сильно зависит от местоположения дома и затрат на дорогу до работы.
Социальная инфраструктура
С переездом на Кубань покупатели недвижимости начинают лучше разбираться в том, где лучше жить в Краснодаре. Дело в том, что значительная часть недавних новостроек представляет собой типичную точечную застройку, при которой новый дом возводят на пятачке земли в обжитом районе. На практике это означает, что город лишается детских площадок, тротуаров, парковок и элементарной зелени: там, где раньше были скверы или беседки, появляются многоэтажки. Это приводит к острому дефициту мест в школах и детcких садах, очередям в поликлиниках и другим проблемам с социальной инфраструктурой.
Аналогичные проблемы наблюдаются и в масштабных жилых комплексах, которые возводятся целыми кварталами. На стадии разработки проекта и начала продаж застройщики уверяют покупателей, что в новых районах будут и школы, и парковки, и коммерческие объекты. В действительности инфраструктуру строят только самые крупные девелоперы, в то время как остальные ограничивались одними домами.
Сейчас мэрия прекратила выдавать разрешения на строительство без документов, подтверждающих, что район будет осваиваться комплексно, и точечная застройка прекращена. Но испорченную городскую среду уже вряд ли можно восстановить: в наиболее востребованных районах города просто не хватит места для возведения дополнительных детсадов и поликлиник.
«Девелоперам все сложнее продавать квартиры, если в их ЖК слабый доступ к соцобъектам. Но такое жилье стоит дешево, и оно все равно будет иметь своих покупателей. Однако их доля постепенно уменьшается», – считает независимый эксперт по недвижимости Александр Спасов. На таком фоне в Краснодаре открывается все больше частных детсадов, школ и медучреждений – и это шанс для работников этой сферы на развитие карьеры в Краснодаре.
Спасов убежден, что городу не хватает сбалансированности и долгосрочной стратегии – вместо осознанного развития Краснодар «латает дыры». В то же время, в других регионах России также много проблем с социальной инфраструктурой, поэтому состояние дел в Краснодаре у многих приезжих не вызывает нареканий, добавил Спасов.
Транспорт
Единовременное подселение тысяч людей в уже спланированные городские кварталы привело к транспортному коллапсу. Современный Краснодар – это город с девятибалльными пробками и тотальной невозможностью быстро перемещаться между районами. Для людей, не привыкших терять часы в дороге, переезд в Краснодар обернется неврозами и испорченным настроением.
Преимущество Краснодара – разветвленная сеть трамваев, которые ездят по выделенным полосам. Также здесь ходит городская электричка (один из немногих примеров в регионах РФ). Однако и трамвай, и «наземное метро» требуют серьезной модернизации и функционирования во взаимной увязке, полагает директор краснодарской архитектурной студии Bureau ARD Алексей Тимофеев.
Отсутствие метро и низкое качество перевозок в маршрутных такси привело к повальной автомобилизации города. Сейчас в Краснодаре насчитывается 437 машин на тысячу человек – и это самый большой результат среди всех муниципалитетов России. Избыточное число автомобилей только усилило пробки и усугубило транспортные проблемы Краснодара.
Городские власти намерены бороться с заторами с помощью строительства автомобильного и железнодорожного объезда на западе города, а также модернизации наземных переходов и светофоров. Впрочем, сейчас эти планы остаются просто словами. Без реальных мер ответом на вопрос «где лучше жить в Краснодаре» останется универсальная формулировка «рядом с работой».
Экология и климат
Экология – еще одно слабое место Краснодара. В новых районах практически отсутствует озеленение. Купаться в местных водоемах, как правило, запрещено, но ловить в них рыбу некоторые жители не боятся. Проблем добавляют автомобильные выхлопы и промышленные выбросы от нескольких заводов, работающих в черте города.
Зато климат – одно из конкурентных преимуществ Краснодара. Разбивка по сезонам выглядит примерно так: короткая и теплая зима, а иногда ее отсутствие, ранняя весна, поздняя осень и очень длинное лето. Среди минусов: аномальная жара вплоть до середины сентября и частые штормовые ветры.
Туризм и отдых
Краснодар сложно назвать туристическим центром, однако в центральной части города сохранилось много старинных зданий. Улица Красная от храма Александра Невского до кинотеатра «Аврора» идеально подходит для пеших и автобусных экскурсий. Здесь максимальная концентрация музеев, магазинов, кафе, скульптур, фонтанов и скверов. В выходные и праздничные дни улица становится полностью пешеходной. Для любителей водных прогулок по реке Кубань с апреля по октябрь ежедневно ходят теплоходы, а для велосипедистов разработаны веломаршруты по Красной и по территориям парков.
Особое место в жизни города занимает конный спорт. Краснодарский ипподром – один из старейших в стране. Состязания проходят регулярно с весны до осени. На севере Краснодара есть целый «город спорта», состоящий из нескольких объектов: «Баскет-Холл», комплекс тренировочных залов «Чемпион», ледовый дворец, Дворец водных видов спорта.
Сейчас в Краснодаре работают 12 музеев, 11 театров, 7 парков, 6 зоопарков, есть также цирк, океанариум и дельфинарий, рассказала журналу ЦИАН руководитель местного туристического центра Ольга Брюханчикова. Вопреки агрессивной застройке здешние экскурсоводы продолжают называть Краснодар «маленьким Парижем».