Евросоюз – Абхазия: отношения после августовской войны 2008-го
Как в географическом, так и в политическом плане Республика Абхазия является частью интегрированного мирового сообщества. Пережив опустошительную войну с Грузией, блокаду со стороны стран СНГ, республика идет по пути построения самостоятельного демократического государства.
Несмотря на трудности и противоречия, вряд ли кто-нибудь из объективных наблюдателей скажет, что Абхазия как государство не состоялась. Республика представляет собой достаточно стабильную политическую систему, а ее экономический потенциал оценивается экспертами весьма высоко. При наличии должных инвестиций, Абхазия в недалеком будущем вполне может стать экономически процветающей страной.
Августовская война в Южной Осетии повлекла за собой одно из самых важнейших последствий – признание Россией независимости республик. Вызывает при этом изумление, страны Евросоюза, которые незадолго до этого, в феврале 2008 г., признали Косово как отдельное государство, отделившееся от Сербии в результате натовских бомбардировок, так негативно отреагировали на признание РФ Абхазии и Южной Осетии. Особенно жесткая критика прозвучала из уст руководителей балтийских стран, Украины, Чехии, Польши, Албании, а также Швеции, Великобритании и США. Среди европейских стран лишь Швейцария отреагировала на признание независимости спокойно и без истерики.
1 сентября 2008 года на встрече глав государств и правительств государств-членов ЕС было принято заявление, которое, в частности, гласило: «Саммит ЕС жёстко осудил одностороннее признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Это решение неприемлемо, мы призываем остальные страны не признавать эту самопровозглашенную независимость …». Кстати, в самом этом заявлении содержится, по крайней мере, два юридических казуса: любое признание является односторонним, когда одно государство решает признать другое государство. Кроме того, любая независимая страна является самопровозглашенной – именно сама страна провозглашает себя независимой, а не кто-либо иной. Эти казусы показывают, настоящих, реальных аргументов против признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии у Евросоюза просто нет.
Все это, конечно, создало чрезвычайно негативный фон для взаимоотношений Абхазии и ЕС. Недружественная политика и конкретные действия привели к тому, что Абхазия стала рассматривать Евросоюз в качестве стороны в конфликте, солидарной с Грузией. Именно поэтому все попытки ЕС провести мониторинг в Абхазии провалились.
Негативная позиция, занятая руководством ЕС по отношению к Абхазии, не является рациональной, а скорее эмоциональной. Резкие выступления правительств стран еврозоны, которые признали независимость Косова, являются ярким проявлением политики двойных стандартов.
Если бы ЕС подошел к проблеме грузино-абхазского конфликта беспристрастно, то его представителям стало ясно, мы имеем дело с распадом прежнего государства – Грузинской ССР и образованием на ее основе трех новых государств – Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Как и в случае с распадом Югославии, Евросоюзу следовало бы направить в регион комиссию, подобную югославской комиссии Бадинтера, которая, несомненно, констатировала бы, что прежнее грузинское государство распалось.
Что же остается в итоге? На данный момент отношения между Абхазией и ЕС переживают период заморозки. Однако, если Евросоюз хочет быть вовлеченным в миротворческие и экономические процессы на Южном Кавказе, как он неоднократно об этом заявлял, ему придется выработать рабочие, прагматические отношения с Абхазией, наподобие тех, что сложились ранее между Республикой и ООН, предполагающие, в частности, отказ от политики изоляции Абхазии, которая совершенно бесперспективна. Cмотри фильмы только в 720р - 1080р и даже 4K UHD