Вопрос урегулирования репатриации сирийских беженцев
11 ноября 2020 года в Сирии состоялась конференция по содействию возвращения сирийских беженцев и внутренне перемещенных лицна родину, куда по приглашению Б.Асада прибыл министр иностранных дел Абхазии Даур Кове. Проблема репатриации беженцев, в том числе из РА, является актуальной темой для всех задействованных сторон.
Хотелось бы отметить, многие страны пытаются политизировать проблему беженцев в Сирии. Многие беженцы бежали из-за страха перед терроризмом, другие бежали из-за того, что была разрушена инфраструктура. Но так как значительная часть территории Сирийской Арабской Республики уже освобождена, беженцы могут возвращаться на Родину.
Абхазия – одна из кавказских республик, которая стала прибежищем для нескольких сотен беженцев. Выбор мигрантов в пользу Абхазии, а также готовность властей страны принять новых людей, вовсе неслучайны – приезжающие в страну беженцы являются потомками мухаджиров (абхазов и черкесов), покинувших историческую территорию проживания в результате войны России на Кавказе в XIX в. Хотя большинство по факту являются беженцами, в самой Абхазии их называют «репатриантами». Это связано с тем, что сирийские беженцы, которых с начала конфликта прибыло более 500 человек, переехали в республику в рамках государственной программы по репатриации.
После обострения кризиса в Сирии в 2012 году, абхазские власти, при помощи черкесских диаспор и российского Министерства иностранных дел, создали коридор для потомков мухаджиров. По данным МИД Абхазии, самый большой поток сирийцев пришёлся на 2012 год, когда в Абхазию из Сирии приехали 186 человек. В результате, главным органом, ответственным за прием и размещение мигрантов, стал Государственный комитет по репатриации. Случайности в этом нет. Главной целью Госкомитета является изменение демографического баланса в Абхазии в пользу титульного этноса – абхазов, которые, в силу увеличивающегося присутствия армянской общины в республике, могут оказаться в меньшинстве.
Однако, республика так и не стала домом для сирийских абхазов. Самая главная проблема – языковой барьер, который снижает шансы репатриантов на получение работы. Для арабо и тюркоязычных абхазов национальный язык республики стал настоящей проблемой, в особенности для людей среднего возраста. О знании беженцами русского языка также говорить не приходится. В действительности, многие репатрианты, которые переселяются в Абхазию знают черкесский язык, в силу того, что они живут среди адыгов (кабардинцев), чей язык более распространён среди общин Ближнего Востока.
Другим внушительным фактором для сирийских абхазов является религия. В большинстве своем беженцы из Сирии – мусульмане-сунниты, а большинство жителей Абхазии – православные христиане. Хотя абхазы относительно толерантны по отношению к другим конфессиям, ислам не получил здесь широкого распространения.
Война в Сирии – это не типичная гражданская, а глобальная война, в которую оказалось втянуто много сторон. Люди, которые потеряли все, бежали в разные уголки земли ради собственного спасения. Поддержка сирийским беженцам требуется крупномасштабная. Где бы человек не искал место, уютней всего он будет чувствовать себя дома. Со своей стороны, Абхазия призывает мировое сообщество объединиться в реализации данного вопроса.